Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Фортепианная аппликатура

Кошкарёва Татьяна Александровна,
МУ ДО «Сосновская детская школа искусств»
Все музыканты знают, что трудно переоценить значение аппликатуры в исполнительстве. И все музыкальные педагоги сталкивались с проблемой усвоения аппликатурных навыков учащимися. Эту проблему необходимо решать с самых первых уроков, объясняя ученику важность верной аппликатуры, её правила и закономерности, не допуская небрежного, поверхностного отношения к её обозначениям. Важнейшая задача педагога – воспитать у учащегося умение самостоятельно разбираться в аппликатуре. Она всегда должна быть осмысленной и логичной, исходить не только из соображений удобства, но и в первую очередь должна служить наиболее яркому выявлению художественности музыкального произведения. Сначала немного истории. Термин «аппликатура» обозначает порядок чередования пальцев. В эпоху клавесина применяли в основном 2,3,4,5 пальцы. С усложнением инструмента, с появлением виртуозных пьес возникла необходимость в работе по укреплению пальцев. В 19 веке Клементи, Крамер, Черни создали множество этюдов, в которых разрабатываются типичные формулы фортепианной фактуры, они же и систематизировали основные принципы аппликатуры. Клементи в своих этюдах отразил технику композиторов-классиков, хотя иногда приближался к приёмам изложения романтиков. Будучи сторонником изолированной пальцевой игры, при неподвижной кисти, он построил большинство этюдов по принципу развития позиционной техники: вырабатывалась сила и независимость пальцев, особенно 4 и 5, которые он стремился уравнять с остальными. У Черни - в противовес Клементи с его позиционной техникой и неподвижностью рук – наблюдается стремление к некоторой гибкости и свободе передвижения рук вдоль клавиатуры. Независимости, четкости и равности всех пальцев в этюдах Клементи он противопоставил стремление к связной игре, к большей мягкости движений и предпочтительному использованию более сильных пальцев. Черни считал невозможным одинаковое развитие всех пальцев. Огромное значение он придавал подкладыванию первого пальца, не рекомендовал употреблять 1и 5 пальцы на черных клавишах, а также советовал не играть одним и тем же пальцем ряд последовательных звуков. В дальнейшей эволюции аппликатуры главная роль принадлежит Шопену и Листу. Одним из характерных принципов Шопена является применение широко арпеджированных аккордов, в которых одной позицией руки охватывается расстояние больше децимы. Он широко использует 1и 5 пальцы на черных клавишах, перекладывание 5-го через 1-ый, скольжение 1-ого пальца в терциях в нижнем голосе, взятие одним пальцем двух звуков. Эти же принципы последовательно развил в своём творчестве Лист. В выборе аппликатуры он отдает предпочтение звуковой выразительности, а не удобству. Кроме того, Лист широко применял приём распределения пассажа между двумя руками. Как же научить ученика разбираться в аппликатуре? С самых первых уроков нужно внушить ученику важность применения правильных, то есть указанных в тексте пальцев. Почти весь нотный материал начального периода написан в пятипальцевой позиции, надо объяснить ребенку, а потом неукоснительно требовать выполнения основного правила: если ноты идут подряд, то и пальцы применяем подряд, если в звукоряде пропущена нота, то пропускаем палец. Для воспитания аппликатурных навыков нельзя жалеть время и силы, иначе незнание аппликатурных закономерностей приведет к анархии в аппликатуре, а разбор или чтение нот станет непреодолимой трудностью. Следующий этап в этой работе - изучение основных формул фортепианной техники, начинаем учить их с гамм. Я спрашиваю ребенка: «Сколько в октаве звуков (клавиш)?» -Восемь. -А сколько у тебя на руке пальцев? -Пять. -Как же быть? Как же тебе сыграть гамму из восьми звуков? Сколько пальцев не хватает? -Три. -Сыграй левой рукой пять звуков и прибавь, перекладывая третий палец, еще три. Вот и получилась гамма. А теперь сыграй гамму сверху вниз, то есть, к трём пальцам добавь пять. А сейчас мы научим и правую руку: поставь оба первых пальца на одну клавишу « до» и шагай пальцами в разные стороны. Пусть правая рука делает все точно как левая. Вот у нас получилась формула: 5+3=3+5. Когда ребенок прочно усвоит игру гаммы в одну октаву, можно предложить ему сыграть гамму в две октавы и подвести его к выводу о чередовании групп пальцев: 1-3 -- 1-4. Первые 3-4 года этот навык закрепляется при игре гамм с симметричной аппликатурой. Есть определенная трудность в игре гаммы двумя руками, так как сложно следить за чередованием пальцев в обеих руках. Помогает преодолеть эту трудность следующее: я предлагаю ученику определить и запомнить « опорные точки»: ноты, на которые приходятся 4-ые пальцы (это вводные ступени), значит, приближаясь к тонике, будь особенно внимателен и применяй 4 палец, сначала в правой руке, потом в левой. В репертуаре 2 класса есть хорошая пьеска Майкапара «Маленький командир», в которой встречается довольно длинный пассаж - гамма До-мажор двумя руками, малышу это трудно. Надо обратить его внимание на тот факт, что 1-ые пальцы обеих рук совпадают на клавишах До, и поучить с ним эту гамму отдельно. В дальнейшем, когда ученик приступит к изучению гамм от черных клавиш, ему нужно объяснить, что в таких случаях аппликатура подбирается по принципу удобства: длинные пальцы – на черных клавишах, короткие – на белых, подкладывание первого пальца – на ближайшую после черной белую клавишу. Этот принцип будет применяться и при игре длинных арпеджио от черных клавиш. Хроматическую гамму мы учим самой понятной и простой аппликатурой: 1и 3 пальцами (2 – запасной, применяется на ми и си в левой руке и на до и фа в правой руке). Позже ученик встретится и с другими аппликатурами в хроматической гамме . Изучая с учеником тоническое трезвучие с обращениями, выясняем и запоминаем, что в обращениях над квартой остаются 2 незанятых пальца: в правой руке секстаккорд, в левой – квартсекстаккорд, (то есть, применяется 2-ой палец), причем при переносе рука должна как бы принимать форму следующего аккорда и готовить нужные пальцы. При изучении коротких арпеджио мы опять встречаемся с чередованием 3 и 4 пальцев. Сравнивая аппликатуру в трезвучиях и обращениях, делаем вывод: если от 5-ого пальца - терция, применяется 4-ый палец, если кварта - 3-ий палец. Приступая к игре двойных нот (терций), объясняю, что в одной позиции можно сыграть 3 терции:1-3 пальцами, 2-4, и 3-5 пальцами. Для усвоения этого приёма у К.Черни есть хороший этюд: сборник под редакцией Гермера Этюд№ 8. Попутно показываю приём игры 4-х терций в одной позиции: 1-2, 1-3, 2-4, 3-5 пальцами. Этот пример встречается в Этюде Лемуана №37 ор.37. В сборнике Черни- Гермера Этюд№15 (2ч.) помогает усвоить приём перекладывания пальцев при игре терций через 5-ый палец в восходящих пассажах и через 1-й — в нисходящих. В произведениях танцевального характера в аккомпанементе в сочетании бас-аккорд надо избегать применения 5-го пальца в аккорде, заменяя его 4-ым. Своевременное приобретение учеником этих основных аппликатурных навыков имеет большое значение, и для достижения этого не надо жалеть ни сил, ни времени. При разборе нотных текстов требую очень внимательного отношения к аппликатуре. Наряду с умением читать аппликатуру, нужно вырабатывать у ученика умение самостоятельно создавать и записывать аппликатуру, при этом объясняю, что не надо выписывать аппликатуру подряд, над каждой нотой, что в родственных фактурах сохраняется один тип аппликатурной формулы (как, например, в секвенциях). Если случается ошибка, предлагаю ученику посмотреть, подумать и найти верную аппликатуру, опробовать её и записать в тексте карандашом. Стараюсь, чтобы в нотах было меньше дополнительных пометок, так как текст, испещренный карандашом, а еще хуже ручкой, трудно читается, внимание распыляется, а ученик быстро утомляется, и процесс усвоения аппликатуры затягивается. Работу над аппликатурой нужно понимать в её связи с фразеровкой, с движениями руки, нужно выгрываться в произведение; существует определённая взаимосвязь между осознанием аппликатуры и осознанием музыки. Часто неправильная аппликатура не только разрушает красоту звучания, но и мешает техническому овладению произведением. Необходимо своевременно замечать нелогичность выбранных учеником приёмов аппликатуры и научить его исходить при решении этого вопроса из двух взаимосвязанных моментов – достижения выразительности звучания и пианистического удобства. При выборе аппликатуры нужно учитывать особенности каждого пальца. Обычно я рассказываю ученику «Сказку про семейку пальцев»: 3-й палец – самый высокий из всех, стоит над всеми, он- директор, руководитель; 2-й палец — рабочий: ловкий, подвижный, трудолюбивый; 4-й палец — певец, у него мягкая подущечка, он способен извлекать мягкие певучие звуки; 5-й палец самый маленький, слабый, его опекают старшие братья, 1-й палец — крестьянин, живёт вдали от города, сильный, привык к тяжёлой работе, но, попадая в приличное общество, ( например, когда мы играем гамму), он должен уметь вести себя прилично, не отличаясь от остальных братьев. Сильные пальцы обычно являются опорными в позиционных подвижных фигурах, ими мы стараемся исполнять мелизмы, ритмически выпуклые, сильные звуки. В то же время следует избегать применения 1 и 3 пальцев при исполнении мягких окончаний кантиленных мотивов. Выполнение аппликатуры является первым шагом; вслед за прочтением аппликатуры нужно добиваться понимания её – то есть выяснить, с исполнением какого мотива, какой фразы связана данная аппликатура, затем искать и найти те свободные естественные движения руки, которые подразумевает эта аппликатура. Осознание аппликатуры тесно связано с осознанием музыки, фразеровки, с движениями руки, что и составляет суть обучения. После разбора и осознания аппликатуры её надо выучивать, то есть пользоваться мышечной памятью, которая играет огромную роль в выработке автоматизма. Итак, с первых шагов, ученик привыкает к тому, что прежде, чем взять ноту, надо подумать – каким пальцем это сделать, приготовить, почувствовать этот палец. Постепенно усвоив основные аппликатурные правила, учащийся учится в дальнейшем применять их на практике творчески, сообразно художественной звуковой цели. Начиная с 4-го класса в педагогическом репертуаре появляются произведения, ставящие перед учеником новые музыкально-художественные задачи. Как было сказано выше, выбор аппликатуры — это не только и не столько соображения удобства, аппликатура должна служить наиболее яркому и убедительному выявлению художественности произведения. И в этом случае для ученика начинаются «исключения из правил», которые необходимо ему объяснить в каждом конкретном случае. Рассмотрим несколько примеров. В пьесе В.Ребикова «Осенние листья» в аккомпанементе в 3х-звучных аккордах по правилам нужно применить 3-ий палец — это удобно, но в верхнем подголоске мотив из двух нот нужно исполнить legato 1-2 пальцами, и тогда 3-й палец мешает это сделать, создаётся ненужное напряжение в кисти, поэтому в аккорде лучше применить 4-й палец, в этом случае рука ученика не напрягается, и мотив в подголоске прозвучит мягко, с нужной интонацией вздоха. В этом же произведении в мелодии неоднократно приходится применять 1-й палец на чёрной клавише, так  как именно это позволит объединить звуки широких интервалов певучим legato (такты 27, 30, 44-49). Следующий пример - И.С. Бах Инвенция №1. Как известно, Бах не выписывал в своих произведениях штрихи, оттенки, аппликатуру, не считая единичных случаев. Существует несколько редакций Инвенций. Мне больше других нравится редакция Ройзмана. В 3-4 тактах в нисходящем секвенционном движении он предлагает применить 4-й палец после 3-его,хотя на первый, беглый взгляд это может показаться неразумным. Но ведь именно эта аппликатура позволяет ненавязчиво подчеркнуть мотивное строение пассажа, помогает ученику понять логику развития темы! Кстати, и в теме, которая состоит из двух мотивов, аппликатура, предложенная Ройзманом, помогает без цезуры разделить их: если первый мотив сыграть в одной позиции, взяв последний тон 5-ым пальцем, а затем плавно перенести руку на 3-й палец на восьмушку До, то получится естественное отделение первого мотива от другого. Почти такое же кажущееся «неудобное» разъединение конца одного мотива от начала другого путём использования одного и того же пальца, требующего переноса руки, на самом деле является наглядным подтверждением связи аппликатуры с мелодическим дыханием (Бах Инвенция №11, Инвенция № 14) В Полонезе g-moll И.С. Баха в 3 такте на спускающихся двойных нотах (терциях) нужно применить следующую аппликатуру:5-3, 4-2, 4-2, 3-1; именно такая аппликатура позволит выявить хореический оборот, вкраплённый в течение мелодии. Это так называемый мужественный хорей – незалигованное отчленённое произнесение хореического окончания, это придаёт Полонезу характер мужественного шага. И.С.Бах Маленькая прелюдия №6 (2т.) - в 4 такте второй части на ноты фа-ми-ре проставлены 5-3-1 пальцы, что противоречит правилу «подряд ноты — подряд пальцы», но это оправдано последующим секвенционным построением. М В пьесе Э. Грига «Одинокий странник» в 3 такте при игре секст приходится применить неудобное перекладывание 4-ого пальца через 5-й (2-5 – 1-4), но это единственно возможное исполнение; ученику нужно показать, как в сочетании с плавным движением предплечья вправо пальцы легко справляются с этим приёмом. Таких примеров встретится немало в учебном репертуаре, и задача педагога не просто потребовать исполнения аппликатуры, а обязательно объяснить смысл того или иного «исключения из правил» и помочь ученику выучить правильную аппликатуру. Используемая литература: И. С. Бах Маленькие прелюдии и фуги И.С. Бах Тетрадь Анны-Магдалины Бах. И. С.Бах Инвенции К. Черни (ред. Гермера) Избранные этюды А. Лемуан Избранные этюды В. Ребиков Осенние листья Э. Григ Лирические пьесы

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»